Часто задаваемые вопросы
Общие вопросы
Для посещения поликлиники необходимо иметь паспорт и страховой полис. В некоторых лечебных учреждениях эти документы требуются только при первом визите: с них снимают копии и вкладывают в медицинскую карточку. Если вы впервые обращаетесь в поликлинику по месту жительства (например, после переезда на новую квартиру), в регистратуре должны завести на вас медицинскую карту и попросить заполнить заявление на прикрепление к данному учреждению. Это необходимая формальность. Если вы прописаны на территории, обслуживаемой данным лечебным заведением, отказать вам в прикреплении не могут. Во многих поликлиниках существует внутреннее правило: если в медицинской карте нет отметки о прохождении флюорографии и смотрового кабинета (для женщин), врач может отказаться вас принимать. Часто такие объявления вешают на двери кабинета врача или в регистратуре.
Часто возникает ситуация, когда вы идёте к врачу, уже зная заранее, какое обследование хотите пройти. А врач отказывается выписывать направления на те исследование, которые вы считаете необходимыми или предлагает заменить их альтернативными. Кто прав в этом случае?
По закону, любое обследование пациента — воля врача. Только он решает, какие анализы вам следует сдать для подтверждения диагноза и контроля эффективности лечения. Своё решение специалист принимает на основе показаний и противопоказаний со стороны вашего здоровья, а также целесообразности проведения данного исследования с точки зрения материальных затрат:
- Если врач назначит анализ без показаний (без необходимости, а только, чтобы пойти вам навстречу), страховая компания, проверяющая медицинские карты, откажется его оплачивать, а значит, платить придётся врачу из собственного кармана.
- Если исследование будет проведено без показаний и вызовет осложнения (такое может быть даже при проведении обычного анализа крови), врач будет отвечать не только своим кошельком, но и, порой, личной свободой.
В спорных случаях, обоснованно объясните врачу, почему хотите дополнительно обследоваться, расскажите о своих жалобах, подозрениях. Обратитесь за помощью к заведующему отделением или главному врачу. Если сомневаетесь в их правоте, позвоните в свою страховую компанию и уточните, входит ли это обследование в оплату при вашей болезни (телефон страховой компании указан на медицинском полисе).
По закону, каждый имеет право на полную и достоверную информацию о собственном здоровье. Однако, во многих лечебных учреждениях медицинскую карту запрещено давать «на руки» посетителям, её приносят в кабинет врача работники регистратуры и не отдают домой после консультации. Только в редких случаях, медицинскую карту можно взять домой с разрешения главного врача и под расписку.
Больничный лист — важнейший документ, который объясняет начальнику причины вашего отсутствия на работе, а также служит основанием для выплаты бухгалтерией пособия на период болезни. Больничный лист оформляется в день обращения (или на следующий день) лечащим врачом поликлиники или больницы, где вы проходите лечение. «Задним числом» этот документ выдать нельзя. Поэтому, если вы нуждаетесь в выдаче больничного листа, сообщите это врачу при первом визите. Услуга бесплатная.
Общего закона, регулирующего этот вопрос, не существует. Порядок обращения к врачам разных специальностей, определяется внутренним регламентом медицинского учреждения. Обычно, если вы точно знаете, к какому специалисту необходимо попасть, этап общей диагностики у терапевта можно пропустить. Для этого вы просто записываетесь к нужному врачу. В связи с высокой загруженностью узких специалистов, время ожидания консультации может достигать двух недель и более. Поэтому, иногда, выгоднее сначала попасть к терапевту, который может выдать больничный лист и назначить основные лекарства в день обращения. А уже на долечивание вы будете направлены к врачу узкого профиля. В таком случае, вы сможете попасть к узкому специалисту в ближайшие день-два. А если, по мнению терапевта, ваше состояние требует срочной консультации,- сразу в день обращения, без очереди.
Вопросы о диспансеризации
Диспансеризацию можно пройти в амбулатории, в которой обслуживается пациент.
Диспансеризация - это система мер, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение частоты обострений хронических заболеваний, развития осложнений, инвалидности, смертности и повышение качества жизни.
Дополнительная диспансеризация - дело добровольное, и во многом зависит от культуры и желания человека следить за состоянием своего здоровья. Национальный проект «Здоровье» - часть политики государства по улучшению качества жизни граждан, поэтому ответственность за состояние здоровья работающих граждан и организацию дополнительной диспансеризации возлагается на администрацию муниципального района и руководителей учреждений и предприятий.
По итогам исследований и осмотров врачей - специалистов каждому пациенту определяется группа здоровья:
- 1 группа – пациент здоров;
- 2 группа - пациент здоров, но имеет факторы риска (курение, повышенный вес, повышенный уровень холестерина крови и др.);
- 3 группа - пациент, нуждающиеся в дообследовании или лечении в условиях поликлиники;
- 4 группа-пациент, нуждающийся в стационарном лечении;
- 5 группа-пациент, нуждается в оказании высокотехнологичного вида медицинской помощи (например, операции - аортокоронарное шунтирование и др.).
После установления 2 группы здоровья, пациенту рекомендуют профилактические и оздоровительные мероприятия, пациентов 3 – 5 групп направляют на дообследование или лечение.
Врач терапевт оформляет общее заключение о состоянии здоровья и определяет дальнейшие профилактические и лечебные мероприятия, при необходимости передает документы по месту прикрепления пациента для проведения дообследования и диспансерного наблюдения.
В дальнейшем пациенты 3 - 5 групп подлежат динамическому наблюдению по программе для больных с хроническим заболеванием.
Каждый врач-специалист должен информировать пациента о результате, выявленном заболевании, дать рекомендации. Участковый терапевт поликлиники по месту жительства (прикрепления), получив результаты диспансеризации, информирует пациента о состоянии его здоровья в целом, установленных впервые диагнозах, о необходимости диспансерного наблюдения и взятии на диспансерный учет, а также направляет по показаниям на дообследование и лечение, оформляет план лечебных и реабилитационных мероприятий и объясняет пациенту необходимость выполнения рекомендаций, направленных на сохранение здоровья.
Вопросы о вакцинации
Иммунный ответ на вакцины сходен с тем, что формируется после перенесенной инфекции. Вместе с тем ценой, которую придется заплатить за иммунитет, полученный в результате болезни, может быть:
- отставание в умственном развитии после менингита, вызванного гемофильной или менингококковой инфекцией;
- врожденные пороки развития у ребенка вследствие перенесенной краснухи во время беременности матери;
- рак печени как результат гепатита B;
- смерть от менингококковой инфекции
Дети первых лет жизни являются основной группой риска тяжелого течения по многим смертельно опасным вакциноуправляемым инфекциям, таким как коклюш, гемофильная инфекция типа b, менингококковая инфекция и другие . Поэтому важно соблюдать рекомендованный экспертами график вакцинации и делать прививки по возрасту, так как график разработан так, чтобы помочь защитить ребенка от конкретных инфекций именно к тому времени (возрасту), когда возникает наибольший риск заболеть или получить серьезные осложнения